среда, 25 января 2023 г.

Мой дом. Квартира.

 Родителям рекомендуем:

  • Во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, деревянные и каменные

  • Внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, сосчитать, сколько в нем этажей, на каком этаже находится ваша квартира, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес.

  • На иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в городах и сельской местности.

  • Совершить с ребенком экскурсию по своей квартире, обратив внимание на то, сколько в ней комнат ( прихожая, ванная, кухня, туалетная комната, гостиная, спальная , подсобные помещения ),объяснив их назначение

  • Рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение

  • Загадать ребенку загадки о мебели:

За ним мы обедаем, пишем, читаем,

Рисуем и разные игры играем.

Он нашей гостиной на ножках стоит,

Нарядною скатертью сверху накрыт.

( стол )

С ножками он, но не бежит,

Со спинкою он, но не лежит.

А у него сиденье есть,

Куда мы можем лечь и сесть.

И он для отдыха нам дан.

Что это? Знаете ? …. ( диван )

             

               Он с дверями, но не дом,         Дверки, ножки, полки есть.

И живет одежда в нем.        А на полках и несчесть:

Он хранит белье, носки.        Полотенца и бельё

Платья, брюки, пиджаки.        И для мамы и моё.

                                     ( шкаф для белья, гардероб, шифоньер )

На кухне мы не редко

Сидим на …. ( табуретке )

Оно вроде стула, но мягкое очень.

И есть подлокотники в нем, между прочим,

На нем короли восседали когда – то,

Что это за мебель, узнали, ребята?

                                                           ( кресло )

У него четыре ножки,

На коня похож немножко.

Выгнул спинку горделиво,

Величаво и красиво.

Он, хотя всегда стоит,

На себя присесть велит.

Все , кто на него взглянул,

Сразу скажут, -  … ( это стул )

  • Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:

       Слов – названий – дом, этаж, лестница, окно, пол, потолок, стена, фундамент, двери, замок, крыша, подъезд, лифт, квартира;

прихожая, коридор, кухня, спальня, балкон, лоджия, водопровод, колодец, отопление, печка, освещение, электричество;

 пещера, иглу, чум, юрта, вигвам, сакля, хата, изба, дерево, железобетон, кирпич, камень, стекло, пластик;

        архитектор, экскаваторщик, бульдозерист, каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, электрик, сантехник, стекольщик, кровельщик;

 стол, стул, табуретка, кресло, кровать, диван, трельяж, тумбочка, раскладушка, сервант, комод, стенка, гардероб (шифоньер, шкаф), столяр, металл, ткань, кожа, войлок, поролон

 Слов – признаков – кирпичный, деревянный, пластмассовый, железобетонный, каменный, одноэтажный, многоэтажный, высотный, стеклянный, удобный, уютный, новый, старый, древний, кожаный, модный,

Слов – действий – строить, возводить, заселять, покупать, проводить, обновлять, благоустраивать, ставить, класть, передвигать, переставлять, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть, украшать, наряжать.

  • Закрепите с ребенком образование относительных прилагательных.

       « Назови какой?»

Дом сделан из дерева – деревянный;

------------- из кирпича – кирпичный;

------ из железобетона – железобетонный;

диван из кожи – кожаный;

окно из пластика – пластиковое;

стол из стекла – стеклянный

  • Поупражняйте ребенка в падежном и предложном согласовании

       В доме большое окно.

В доме нет … окна.

Я подошел к … окну.

Я мечтаю о большом … окне.

У меня растут цветы под … окном.

  • Подберите родственные слова:

      Стол – столик, столешница, столяр, столовая, настольная ( лампа).

        Дом – домик, домашний, домовой, домище, домовладелец.

  • «Чей это дом?»

      Иглу – ледяной  у эскимосов и других народов Севера

Чум – временное жилище оленеводов;

Юрта – жилище для жителей степей;

Вигвам – дом индейцев;

Сакля – каменный дом горных жителей;

Хата – крестьянский дом на Украине, в Белоруссии.

Изба – деревянный дом крестьян России.

  • Помогите ребенку в усвоении творительного падежа с предлогом:  

      « Дом с чем?»

Дом с крышей, --- с потолком, --- с полом, ….со стенами, с дверями, ----- с комнатами,  ----с этажами,  --- с лестницами,

        Дом со ступеньками, --- с окнами,  ----с балконом, ---с лифтом.

        Стул с ножками и с сидением, шкаф с дверкой и с полкой,

 Кровать с матрацем и ножками, кресло со спинкой и     подлокотниками, диван с сидением и с подушками, комод с ящиками и ручками.

  • Усвоение родительного падежа существительных .

« Чего не бывает?»

Не бывает стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, кресла без подлокотника, дивана без сидения, серванта без полок.

  • Усвоение родительного падежа множественного числа существительных:

    « Чего много в доме?»

В доме много – этажей, ---окон, --- стен, ---лестниц, --- ступенек,

много стен, --- потолков, --- полов, ---балконов, --- подъездов, много дверей, комнат, ---квартир.

  • Подберите признаки к слову  мебель.

Мебель ( какая?)- деревянная, пластмассовая, плетеная,   железная, мягкая, кухонная, красивая, модная. богатая, офисная.

  • Подберите действия « Для чего нужна мебель?»

Мебель нужна, чтобы сидеть, лежать, кушать, читать, писать,       рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить вещи, вешать, ставить, …

  • Поупражняйте ребенка в усвоении предлога  для.

Крышка нужна для … стола. Спинка нужна для .. ( стула, кресла, дивана). Ножки нужны для.. ( стола, стула, кресла, дивана, кровати). Дверца нужна для … ( шкафа, тумбочки ). Ящики нужны для … ( комода, стола). Матрац нужен для … кровати.

Подлокотники нужны для … кресла.

  • Пересчитайте различные виды мебели.

       Один    стул      шкаф      трельяж     сервант

                  Два       …          …              …              …

                  Пять     …          …              …              …

  • Составить предложения со словом   СТОЛ, употребляя предлоги

        В,  НА,  ПОД,  У,  ЗА,  ИЗ,  К,  МЕЖДУ,  ОКОЛО,  ИЗ-ПОД

  • Учите ребенка сравнивать:
  • Чем отличается кровать от дивана? Чего нет у кровати?
  • Чем отличаются и чем похожи кресло и стул?
  • Чем кресло отличается от дивана?
  • Чем похожи и чем отличаются книжный шкаф и мебельная стенка?
  • Чем похожи и чем отличаются табурет и стул?
  • Чем мягкая мебель отличается от жесткой?

  • Помогите ребенку составить рассказ – описание по плану:
  • Название мебели
  • Как она выглядит ( детали, цвет, размер )
  • Для чего нужна эта мебель?
  • Из каких материалов изготовлена?
  • Дополнительные сведения , известные вам.

  • Поиграйте пальчиками:

В нашей комнате столовой –

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне-

Есть для платьев шкаф зеркальный.

Две широкие кровати с одеялами на вате

И березовый комод

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

  • Объясните ребенку, что нужно знать при обращении с мебелью?
  • Нельзя прыгать по кровати, дивану или креслу т.к. можно    поломать пружинную конструкцию мебели, порвать и испачкать обивку, а так же самому пораниться.
  • Нельзя царапать мягкую мебель острыми предметами и трогать ее грязными руками, чтобы не порезать и не испачкать обивку.
  • Не следует раскачиваться на стуле или табуретке, т.к. можно упасть на пол, получив серьезную травму, а так же поломать эту мебель.
  • Необходимо быть очень осторожным, становясь на стул или табуретку, чтобы  что- нибудь достать.
  • Напомните ребенку, что деревянная мебель боится воды. Поэтом, если пролили жидкость на деревянную поверхность мебели, необходимо немедленно вытереть ее тряпочкой. Иначе древесина вздуется и покоробится.
  • Нельзя рисовать на мебели, т.к. стереть следы такого «художества» порой бывает невозможно.
  • Привлекайте ребенка к регулярному вытиранию пыли с мебели влажной тряпочкой. Полированные поверхности нужно вытирать сухой тряпкой.
  • Объясните об осторожном и аккуратном обращении с дверцами шкафов. Об необходимости беречь пальцы, не дергать дверцы резко, чтобы не поломать и не оторвать их.
  • Приучайте ребенка следить за чистотой и порядком в шкафах.

Время от времени вместе с ним перебирайте вещи в гардеробе, протирайте посуду в серванте и книги в книжном шкафу.




Комментариев нет:

Отправить комментарий