Рекомендации для родителей детей старшей группы на 2022-2023 учебный

Рекомендуем Вам:
- рассмотреть дом, в котором вы живете. Назвать все его части: крыша, чердак, подъезд, лестница, двери, окна, рамы, лифт, балкон, этаж.... Сравнить свой дом с другими домами (загородный, частный, городской).
Что бывает в каждом доме, а что не в каждом.
- сосчитать, сколько этажей в вашем доме, в соседних домах, в детском саду. Сравнить дома по количеству этажей. Показать изображения небоскребов, рассказать, сколько в них этажей.
- найти в своем доме и назвать деревянные, стеклянные, кирпичные детали. Поиграть в игру «Самый внимательный» - кто найдет и назовет больше деталей из разных материалов.
- подумать, какие помещения могут быть в разных домах. В жилом доме есть квартиры, подвал, могут быть гаражи; в детском саду – группы, спальни, спортзал, музыкальный зал ....
- объяснить ребенку, как строят дом, как роют котлован, строят фундамент, возводят стены; какие материалы нужны для строительства дома: кирпичи, цемент, бетон, дерево, краска, металл..
- рассказать про людей, которые работают на стройке: строитель, бетонщик, каменщик, плотник, штукатур, маляр, водопроводчик, электрик, водитель, прораб, архитектор....
- вспомнить какие машины и инструменты необходимы строителям: экскаваторы, бульдозеры, подъемный кран, мастерок, пила, дрель, кисти…
- Напомнить ребенку домашний адрес
Дидактические игры и упражнения по данной теме:
«Скажи наоборот» (поиск антонимов)
Высокий — низкий, твёрдый – мягкий, гладкий – шершавый, светлый – тёмный, одноэтажный — многоэтажный, надёжный – ненадёжный, далекий — близкий, быстрый — медленный, громкий — тихий, широкий — узкий, толстый — тонкий, красивый — страшный, большой — маленький, новый — старый, белый — черный.....
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) Дом — домик, потолок — потолочек, балкон – балкончик, замок – замочек, дверь — дверочка, дверка, дверца; комната — комнатка, комнатушка; окно - окошко, окошечко; квартира — квартирка, рама — рамка, рамочка, стена — стенка, стеночка, балкон — балкончик, бревно — бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог — порожек.
«Один — много» (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах)
Пол — полы — много полов, рама — рамы — много рам, комната — комнаты — много комнат, стена — стены — много стен, этаж — этажи — много этажей (многоэтажный), подъезд — подъезды — много подъездов, балкон — балконы — много балконов, бревно — бревна — много бревен, окно — окна — много окон, форточка — форточки — много форточек, лестница — лестницы — много лестниц, дверь — двери — много дверей, звонок — звонки — много звонков, крыша — крыши — много крыш, труба — трубы — много труб, антенна — антенны — много антенн, подвал — подвалы — много подвалов, замок — замки — много замков.
«Этажи» (образование относительных прилагательных) Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный. Два этажа — дом … три этажа — дом … пять этажей — дом …. десять этажей — дом …
Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом - …...
«Мы считаем» (образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах)
Одна комната — две комнаты — пять комнат, одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат, один дом — два дома — пять домов,
один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,
одно окно — два окна — пять окон и т. д. (квартира, стена, крыша, балкон, лоджия, ступенька, труба, подъезд, подвал, лифт)
«Чей? Чья? Чьё?» (согласование существительных с личными местоимениями)
Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна...
мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог...
Мое — окно, бревно....
«Назови, какой?» (образование относительных прилагательных) (дать полный ответ)
Дом из бревен. Какой? Дом из бревен — бревенчатый дом. Дом из камня. Какой? ...
Дом из кирпича. Какой? … Крыша из железа. Какая? … Окна из стекла. Какие? ...
Пол из дерева Какой? …Труба из кирпича. Какая? … Фундамент из бетона. Какой?
Дом из соломы . Какой?
с 19.12. по 23.12.2022г
Тема недели: Дикие животные. Звук и буква "Т".
Тема недели: Зима. Звук и буква "К".
с 05.12. по 09.12.2022г.
Тема недели: "Продукты. Звук и буква "П".
Тема недели: "Посуда. Звук и буква "М".
с 21.11. по 25.11.2022г.
1.Рассмотрите с ребёнком посуду, которая есть у вас дома. Закрепите названия посуды: кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож. Побеседуйте с ребёнком о том, для чего нужна посуда: «Это чашка. Из неё пьют. Это тарелка. Из неё едят» и т. п. Покажите, что посуда бывает металлической, стеклянной, фарфоровой.
2. Обратите внимание на некоторые части посуды: носик, ручка, крышка.
3. Помогите ребёнку ответить на вопросы:
В чём мама варит суп? (В кастрюле).
На чём жарят картошку? (На сковороде).
В чём кипятят воду для чая? (В чайнике).
Из чего ты ешь суп? (Из тарелки).
Из чего ты пьёшь чай? (Из чашки).
4. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?».
Чайник (кипятить воду).
Сковорода (жарить котлеты).
Кастрюля (варить суп).
Нож (резать овощи).
Ложка (есть кашу).
5. Предложите ребёнку выполнить упражнение «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнуты над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковёр, вытянулись)
Он посуду нам принёс.
6. Поиграйте в игру «Один – много». Вы бросаете ребёнку мяч и называете один предмет, ребёнок бросает мяч обратно и называет много предметов. Напр., чашка – чашки, чайник –чайники и т. д.
7. Игра с правилами «Чего не стало» Поставьте перед ребенком 5 – 6 предметов посуды. Попросите его закрыть глаза и уберите один предмет. После чего, попросите ребенка открыть глаза и сказать чего не стало. 9.
8. Игра с правилами «Расставь по величине» Поставьте перед ребенком 3 кастрюли разной величины. Предложите ему расставить их по величине, сначала большую, потом поменьше, среднюю и маленькую.
9. Играем с пальчиками
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила. (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке).
Положила Маша кашу Кошке – в чашку,( Загибают по одному пальчику на левой руке) Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,( Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. ( Сдувают «крошку» с ладошки.)
10. Предложите детям отгадать загадки о посуде.
Варю я пищу вашу
К обеду - суп и кашу. (Кастрюля)
"Ш-ш-ш, - шипит картошка, -
Подлейте маслица немножко".
Вот это жар, вот это да!
Раскалена (сковорода)
Бывает глубокой, бывает и мелкой,
А называется (тарелкой)
Сама не ем, а всех кормлю (ложка)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся (чайник)
В резной тюбетейке, блестящий, пузатый,
Пыхтит добродушно, колечками пар.
-Скорее ко мне. Угощаю, ребята,
Душистым чайком.
Я ваш друг (самовар)
Я- дырявая посуда.
Но работаю не худо.
Там, где я, наверняка,
Будет чистою мука. (сито)
Назовите- ка посуду.
Ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей ерунда.
Это же (сковорода)
На столе она стоит
Чай горячий в ней налит.
Что это? (чашка)
Тема недели: Одежда. Обувь. Звук и буква "Н"
с 14.11. по 18.11.2022г.
Тема недели: Семья. с 7.11. по 11.11.2022г.
Тема недели: "День народного единства"
с 31.10. по 3.11.2022г.
Тема недели: "Птичий двор. Звук и буква "И"".
с 24.10 по 28.10.2022г
Тема недели: Домашние животные и их детеныши. Звук и буква "О".
с 17.10 по 21.10.2022г.
Тема недели: Лес. Хвойные и лиственные деревья"
с 10.10. по 14.10.2022г
Рекомендации для родителей по теме "Деревья"
Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.
Дерево – многолетние растение с одеревеневшим стволом, ветви которых образуют крону.
Твердую часть растений используют как материал для различных изделий.
Лес – участок земли, где растет много деревьев.
Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это земная лаборатория – вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.
Деревья бывают
лиственные: береза, клен, тополь, дуб, осина, липа.
хвойные: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.
плодовые: яблоня, груша, слива и т.д.
В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы. Для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания –корни.
Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием. У дерева только один очень твердый стебель – ствол, от которого во все стороны отходят ветки. У куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие. У всех деревьев есть листья. Только разные. Так, у ели, сосны они похожи на иголочки. Такие листья называют хвоей,а деревья эти – хвойные.
Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на щит, руку с пальцами, круг, яйцо, ромб. Края пластинок украшены и зубчиками, и ресничками.
ЛЕСА
ВЫДЕЛЯЮТ:
Хвойные (преимущественно растут хвойные деревья)
Лиственные ( преимущественно растут лиственные деревья)
Смешанные ( лиственные и хвойные деревья)
Тема недели: Лес. Грибы. Ягоды.
с 3.10 по 7.10.2022г
Для осуществления образовательной деятельности в семье
по данной теме рекомендуем родителям:
∙ Побеседуйте с ребенком где растут ягоды, о том, что можно приготовить из ягод.
∙ Где растут грибы?
∙ На какие две большие группы делятся все грибы? (съедобные и
несъедобные)
∙ Какие ты знаешь съедобные грибы? (подберезовик, белый гриб,
сыроежка, масленок, опенок, лисички).
∙ Какие ты знаешь несъедобные грибы? (бледная поганка, мухомор).
∙ Какие ты знаешь части гриба? (у гриба есть шляпка и ножка).
∙ Как называются корни у грибов? (грибница)
∙ Какие ты знаешь части ягоды? (стебель, корни, листья, ягоды).
∙ На какие группы делятся ягоды? (садовые и лесные; съедобные и несъдобные).
∙ Вместе с ребенком вспомнить что можно делать с грибами и ягодами. (жарить, солить, мариновать, варить, сушить, мыть, собирать, искать…).
∙ Игра «Скажи со словом много»:
одна сыроежка- много сыроежек
один подберезовик- много подберезовиков
один опенок- много опят
один мухомор –много мухоморов
одна клубника –много клубники
одна клюква – много клюквы и т.д.
∙ Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовики).
Под осиной? (подосиновик). Грибы рыжего цвета (лисички). На
пеньках растут (опята). Грибы с масляными шляпками (маслята).
Грибы, которыми морят мух (мухоморы).
∙ Назовем ласково:
подберезовик- подберезовичек
подосиновик-подосиновичек
масленок-масленочек
опенок- опеночек,
мухомор-мухоморчик
земляника –земляничка и т.д.
∙Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две) одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек;
один мухомор, два мухомора,три мухомора, четыре мухомора, пять мухоморов;
одна земляника, две земляники, три земляники, четыре земляники, пять земляник;
одна клюква, две клюквы, три клюквы, четыре клюквы, пять клюкв и т.д.
∙Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (объяснить, почему предмет лишний). Белый гриб, волнушка, клюква, опята. Черника, ежевика, мухомор, малина. Подберёзовик, поганка, опята, подосиновик. Малина, ежевика, клюква, волчья ягода.
∙Игра «Какое ? Какой ?» (Образование относительных прилагательных.)
Варенье из малины. - Малиновое варенье.
Компот из земляники. – Земляничный компот.
Джем из черники. – Черничный джем.
Повидло из брусники. – Брусничное повидло.
Мусс из ежевики. – Ежевичный мусс.
Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.
∙ Рассказ- описание гриба по плану (белый гриб, мухомор, лисички,
опята, сыроежка)
1.Как называется этот гриб?
2.Где он растет?
3.Какого цвета?
4.Съедобный или несъедобный?
5.Что можно из него приготовить?
∙ Рассказ- описание о ягодах:
1.Название.
2. Где растет?
3.Внешний вид.
4.Какая на вкус?
5.Что из неё готовят?
Тема недели: Сад. Огород.
с 26.09. по 30.09.2022г.
Рекомендации для родителей
по лексической теме «Дары осени».
Шаг 1 : Рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи, фрукты, картофель, огурец, морковь, капусту, свеклу, лук, перец, яблоко, грушу, апельсин, банан, виноград.
Шаг 2 : Объяснить, что все это можно называть одним словом «овощи»; «фрукты».
Шаг 3 : Обратить внимание на следующие признаки овощей и фруктов: цвет, форму; вкус, размер. По возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи и фрукты, что из них готовят (суп, салат, винегрет, варят компот… ).
Совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей, сварить компот из фруктов.
Шаг 4 : Рассмотреть картинки с изображением овощей, узнавать и называть овощи и фрукты его цвет и форму.
Отгадать загадки:
Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,
Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
а откусишь — сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары,
посинели от жары. (Слива)
Хотя и сахарной зовусь,
но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я. (свекла).
Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры:
Ø «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик, яблоко — яблочко, яблоня, яблочный; лимон — лимончик, лимонный
Ø «Узнай фрукт (овощ) на вкус, по запаху»(используются натуральные фрукты (овощи).
Ø Пальчиковые игры:
«Капуста»
Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)
И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")
Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)
Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)
В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)
Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)
«Апельсин»
Мы делили апельсин; Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят, Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра, А для волка — кожура.(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак,
начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!(бегут пальцами по столу)
Тема недели: "Осень. Осенние месяцы"
с 19.09. по 23.09.2022г
На прогулке понаблюдайте с ребёнком за осенними изменениями в природе.
Дети должны знать:
- названия осенних месяцев;
- основные приметы осени;
- что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
- что делают осенью животные и птицы;
- чем занимаются люди;
- какие подарки людям принесла осень; почему об осени говорят «золотая».
Что можно рассказать детям об осени:
Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.
Отгадай загадку:
Кто всю ночь по крышам бьет
Да постукивает,
И бормочет и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Летом вырастают,
Осенью опадают. (Листья)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
- Подберите предметы к признакам.
Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?
Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;
осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;
осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;
осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.
2. Игра «Назови ласково» .
Дождь — дождик, дождичек,
солнце — солнышко,
лужа — лужица,
дерево — деревце,
ветер — ветерок,
лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка,
лес — лесок,
сад — садик,
птица — птичка.
3. Игра «Один — много»
Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Месяц — месяцев,
дерево — деревьев,
дождь — дождей,
фрукт — фруктов,
лужа — луж,
овощ — овощей,
урожай — урожаев,
листья — листьев,
сад — садов,
птица — птиц,
огород — огородов,
слякоть — слякоти,
зонт — зонтов,
лес — лесов.
4. Упражнение «Скажи со словом "осенний"».
Согласование существительного и прилагательного
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжаем со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода,
сапоги, день, утро, пальто.
5. Упражнение «Назови, какая погода?».
Образование качественных прилагательных
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,...
дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? - холодная;
если пасмурно -пасмурная; если ... сыро - сырая; если ... хмуро - хмурая; если... солнечно -солнечная;
если... ясно - ясная.
6. Упражнение «Сосчитай до пяти».
Один осенний день — два осенних дня,...
Одна черная туча — ...
Одна маленькая лужа — ...
Один красивый зонт — ...
7. Упражнение «Что лишнее?»
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Зима, весна, осень, февраль.
Ранняя, золотая, поздняя, летняя.
8. Упражнение «Что не так?»
Сентябрь, октябрь, ноябрь — это летние месяцы.
Если начинают опадать листья — наступает весна.
Дети идут в школу первого октября.
9. «Какое слово отличается от других?».
Осень, осень, восемь, осень.
Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.
Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.
Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.
10. «Назови листья».
У клена — кленовые,
у березы —...
у ивы —...
у тополя —...
у рябины —...
у дуба —...
у липы —...
11. «Угадай по признаку/действию».
Льет, моросит, крапает — ...
Краснеют, желтеют, опадают — ...
Дубовые, кленовые, липовые — ...
Сильный, пронизывающий, холодный —...
Дуб, липа, ива, береза — это...
Сентябрь, октябрь, ноябрь — это...
12. Игра «Осенние слова» - кто больше назовет осенних слов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий